Формирующее оценивание – это педагогическая технология, основанная на обратной связи от учителя и использовании учащимся самооценки для того, чтобы ученик сам определял дальнейшие шаги к улучшению собственных результатов.
Формирующее оценивание или, как его еще называют, оценивание для обучения с начала 2000 — х годов стало мейнстримом мирового образования. Оно пришло в образовательную практику, как реакция на массовую эксплуатацию тестирования в образовательном процессе. Стало ясно, что когда в основу оценивания образовательных достижений заложены преимущественно тестовые методики, такой подход ограничивает возможности развития системы образования. К примеру, на сайте министерства образования Великобритании появились слова о том, что тесты замечательно измеряют, но не помогают улучшить положение дел. Чтобы добиться улучшения, необходимы новые инструменты оценивания. И значит, учителям надо их осваивать. То есть тесты показали риски их тотального применения, и «маятник» качнулся в обратном направлении – в сторону живого общения учителя с детьми и учеников друг с другом, где ученик занимает не пассивную, а активную позицию, проявляя все больше самостоятельности, в том числе в организации своей учебной деятельности и оценивании ее результатов.
Формирующее оценивание формирует самостоятельность в определении учебных задач, в выборе способа их решения и вообще – в организации своей учебы. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.
7-8 ноября 2022 года в нашей школе прошел обучающий семинар для учителей «Формирующее оценивание: теория и практика».
В первый день семинара учителя познакомились с теорией, связанной с формирующим оцениванием:
- Суть формирующего оценивания и базовые принципы.
- Чем формирующее оценивание принципиально отличается от других видов оценивания.
- Принципы работы на повышение внутренней мотивации
- Целеполагание в формирующем оценивании
- Формулирование критериев успешной деятельности
- Постановка ключевого вопроса
- Взаимооценка и самооценка
Второй день семинара – практическая деятельность по применению технологии формирующего оценивания. Работа шла в группах, где учителя разрабатывали технологическую карту урока, критерии оценивания на разных этапах урока.